Индекс


Ссылка на сообщениеhttp://forum-zavtra.org/msg.php?id=979992
Дата сообщенияСреда, 18 Февраль 2015 09:03
Авторpavlik
Дата последнего редактированияСреда, 18 Февраль 2015 09:04
А я про Грецию статейку написал
может, интересно будет. А то вы все что-то тут в ютубах погрязли.

http://sergey-lucka.livejournal.com/14495.html

В Греции все есть




Точнее, было. Теперь нет.

Все началось в 1961 году с подписания Афинского соглашения, вошедшего в историю Союза как первый договор, заключенный Европейским Экономическим Сообществом с государством, не входящим в его члены. Потом Греция переживала очень непростое время, в частности 7 лет (с 1967 по 1974) режима "черных полковников", потом были жаркие парламентские дебаты по ратификации договора о вступлении в ЕС. Оппозиционеры - представители Всегреческого социалистического движения и коммунисты - покинули зал. Но парламентское большинство в лице партии "Новая демократия" сумела провести нужное решение.

В 1981 году Греция стала десятой страной Союза.

Что же принесло Греции членство в Евросоюзе? Сегодня мы знаем ответ: да ничего хорошего. Даже горячие сторонники европейского пути признают, что страна практически полностью утратила национальный суверенитет, отказалась от самостоятельной внешней политики и попала в финансовую кабалу.

В Греции в 1992 году был принят закон о приватизации. К 2000-му было приватизировано 27 крупных предприятий (в том числе 5 главных банков страны) и до 700 средних. К 2010 году доля государства в Национальном банке составляла лишь 33 процента. Были приватизированы телекоммуникация, заводы стройматериалов и пищевая промышленность.

Последним гвоздем в гроб греческой экономики был отказ от собственной валюты, что лишило ее возможности самостоятельно управлять инфляционными процессами. На начало 2002 года госдолг страны составлял 50 млрд. евро, сейчас он увеличился в семь раз. Дефицит бюджета вырос с 5 до 20 процентов.

Сегодня греки вынуждены импортировать продукцию сельского хозяйства. Все сахарные заводы и трикотажные фабрики закрыты. Судоверфи практически исчезли. Такие отрасли как рыбная ловля и хлопководство сократились в разы. Плодовые деревья и виноградники, которые не попали в установленные ЕС квоты, вырублены. Греки усердно строили постиндустриальную экономику с доминирующей сферой услуг, показывая при этом высокие темпы роста экономики, за что их очень хвалили. В результате доля сферы услуг в ВВП страны по сравнению с 1996 годом выросла с 62 до 75 процентов. Соответственно сократилась доля промышленности.

Однако же кредиты обеспечивали достаточно высокий уровень доходов основной массы населения, и на это никто внимания не обращал. Ставки по греческим долгам резко снизились и заимствования стали доступны. Европейские легкие деньги направлялись в популистские проекты, такие как Олимпиада, Евровидение, зарплаты госслужащих, социальные выплаты, поддержка финансовых групп. Все это вело к разбалансировке бюджета и росту его дефицита, экономических механизмов сдерживания типа денежной эмиссии не осталось, единственным источником денег стали внешние заимствования.

Гром грянул в 2010 году, когда доходность по греческим суверенным бумагам достигла 30 процентов годовых. В результате рынок внешних заимствований для Греции закрылся. Теперь страна может получать финансирование только через специальный фонд. Этот фонд, разумеется, контролируется Германией как главным европейским донором. Пузырь греческого благосостояния, который надувался 20 с лишним лет, лопнул.

Страны-доноры ринулись тушить пожар. Несмотря на то, что безудержное кредитование до сих пор приносило Греции лишь разорение, новых методов не нашлось. Мне уже тогда было не очень понятно, как дорогие и короткие кредиты могут спасти экономику страны, если дешевые и длинные ее только разоряли.

Разумеется, Греции было указано, какие меры нужно принять для вставания с колен. Это, прежде всего, жесткая экономия для восстановления финансового баланса, приватизация государственных активов на сумму 50 миллиардов евро и реализация ряда структурных реформ. Второй пакет финансовой помощи 130 миллиардов евро был выдан под дальнейшие меры жёсткой экономии.

При этом мне совершенно непонятно, какие такие меры жесткой экономии могли к 2015 году, как планировалось, победить кризис и расплатиться с долгами. Расходная часть бюджета Греции 143 миллиарда евро. Если распустить Вооруженные силы, полицию, закрыть все правительственные учреждения, детские сады, школы и больницы (медицина в Греции в основном не страховая, а государственная), отменить социальные выплаты и пенсии, закрыть все инфраструктурные проекты, словом упразднить государство, и еще дополнительно продать остатки еще не приватизированного - это все равно не покроет долг, составляющий в настоящее время гигантские 360 миллиардов евро. Если же говорить об обслуживании долга - да, это возможно, но вышеупомянутые жесткие меры приведут к такому обнищанию народа, что возникает вопрос - а не лучше ли объявить дефолт? Не технический, а ядреный, всмаделишное банкротство? Ибо новые заимствования это паллиатив, способный лишь отсрочить проблему, которая через год-два встанет с еще большей остротой. И новое греческое правительство этот вопрос задало и ответило на него положительно. Да, лучше.

В связи с этом вспоминается баян.

Сара с Исааком лежат в кровати. Исаак не спит, ворочается. Сара ему - почему не спишь?
- Да вот, соседу Абраму десять рублей должен.
Сара стучит в стену: - Абрам, мой Исаак тебе десять рублей не отдаст!
И, поворачиваясь к мужу: - Спи, дорогой, пусть Абрам теперь в ворочается.

Или же, если ты должен банку тысячу, то это твои проблемы. А если ты должен 300 миллиардов, это уже проблемы банка.

Доноры желают продолжения банкета в виде нынешней кредитной политики. И это понятно, в настоящее время, когда кредитные ставки практически нулевые (а кое-где и отрицательные), греческие бумаги весьма высокодоходны. То, что это означает высасывание последних соков из стремительно нищающей страны - ну смешно предположить, что у господ банкиров вдруг от этого заболит совесть. Данного органа у них нет, болеть нечему.

Говорящие головы экспертов выражают искреннее недоумение и задаются вопросом, как так? Почему Греция не хочет соглашаться на ультимативные 5 пунктов, необходимые для дальнейшего дерибана?

Как же так? У вас нет ответов? У меня их есть.

Потому что это не в интересах Греции. Потому что то, что было проделано с Грецией, напоминает известную в 90-е игру "откормить кабанчика". (для тех, кто помоложе или забыл - кабанчик это бизнесмен, который работал на бандитские деньги, его бизнес опекали и оберегали. А потом кабанчика резали. Иногда и в прямом смысле)

У Греции есть, как и из желудка льва, два выхода.

Мягкий вариант - для возвращения к приемлемым уровням задолженности отстричь кусок долга в размере минимум 100 миллиардов и забыть про него навсегда (там есть еще ряд пунктов, но они по сравнению с обрезанием долга второстепенные). Ни один европейский кредитор пока на это не идет.

Жесткий вариант - "Исаак денег не отдаст". А поскольку процедуры дефолта в рамках ЕС не предусмотрено, это означает выход из Евросоюза. Что является кошмаром для Брюсселя, поскольку страны PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания) - что кагбэ намекает, все примерно в равном положении. И если это принесет Греции освобождение от кабальной зависимости, долго ли продержатся в Евросоюзе остальные поросята?

Я думаю, что жадность не позволит барыгам донорам согласиться на мягкий вариант. И в связи с этим мне очень интересно - что произойдет в пятницу, когда истечет срок ультиматума? Дожмут или не дожмут? Ведь если не дожмут - имеется опасность потерять всё.

И если не дожмут - как оне будут в рамках демократических и цивилизованных процедур взыскивать долги? Или плюнут на эти рамки?

Я хоть и живу в ЕС, мало того, в стране, которая больше всех вложилась в дерибан Греции, искренне желаю новому правительству не сдаться, не прогнуться и идти своим путем. Потому что из Греции уже выкачано значительно больше того, что она должна. И эти деньги, которые хотят с нее востребовать всеми правдами и неправдами - грязные деньги, счастья они не принесут.