Финны, когда кто-то смеет напоминать о зверствах их войск во время Зимней или Великой Отечественной войны, обычно отрезают разговор фразой о "несправедливом нападении СССР" в 1939 году.
Впрочем, наши либералы обычно поступали так же: СССР сам во всём виноват, а убитые с нечеловеческой жестокостью советские люди... Ну кому их жалко?
При этом никто почему-то не вспоминает, что была и первая советско-финская война. Её начал в марте 1918 года именно наш северный сосед. Финны во время нашей Гражданской войны приняли участие в иностранной интервенции и оккупировали земли в Советской Карелии (которые, кстати, к княжеству Финляндскому никакого отношения не имели).
Они напали. И проявляли к нашим военнопленным и местным жителям точно такую же звериную жестокость.
С 20-30-х годов Финляндия стала настоящим центром русофобии (или, вернее, советофобии). Открыто вела переговоры с немецким командованием.
Президент Ристо Рюти в беседе с Гитлером заявил: "Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать".
Началось развитие советско-финского конфликта, как известно, именно с активной прозападной и пронемецкой ориентации финского руководства, диких националистических настроений в финском обществе, открытой пропаганды нападения на СССР, призывов отторжения его территорий и создания т.н. "Великой Финляндии".
Это виртуальное государство должно было включить в себя Советскую Карелию, Мурманскую область и другие территории СССР.
Впрочем, не амбиций финской элиты мы тогда боялись.
Мотивация советского руководства была проста и прагматична. В преддверии большой войны необходимо было отодвинуть границу от Ленинграда - она была всего в 32 км.
Но самое главное: советское руководство опасалось (абсолютно справедливо), что Финляндия станет плацдармом для нападения на СССР.
Переговоры начались ещё 1937 году.
Мы предлагали финнам разные варианты, были готовы идти на любые компромиссы. Сначала никакие территориальные требования нами не выдвигались.
Мы просили согласия Финляндии на участие советских войск в обороне финского побережья в случае нападения Германии + строительство укреплений на Аландских островах + размещение советских военных баз (на острове Гогланд/Suursaari).
Отказ.
Потом уговаривали финнов сдать нам эти острова в аренду на 30 лет. А в качестве компенсации предложили ещё и территории в Восточной Карелии.
Вновь отказ.
И только осенью 1939 года (а финны, кстати, открыто готовились к военной эскалации) Сталин поднял вопрос по Ленинграду:
"Мы ничего не можем поделать с географией, так же как и вы… Поскольку Ленинград передвинуть нельзя... мы просим, чтобы граница проходила на расстоянии 70 километров от Ленинграда... Мы просим 2700 кв. км и предлагаем взамен более 5500 кв. км."
Подчеркну, мы предложили именно обмен территориями. Финнам предлагалось уступить ряд островов в Финском заливе, часть Карельского перешейка, п-в Рыбачий и предоставить в аренду часть п-ва Ханко.
Они бы получили земли в Советской Карелии, вдвое больше отданных.
В ответ - нет.
В итоге советскому руководству пришлось пойти на жёсткий силовой вариант в очень невыгодный для нас момент - зимой.
Война была тяжёлая. Нас объявили агрессором. Исключили из Лиги Наций. Великобритания и Франция строили планы вооруженного нападения, в том числе нанесения массированных бомбовых ударов по нефтяным промыслам Грозного и Баку.
В финскую армию ехали добровольцы - защищать "жертву неоправданной агрессии". СССР травили в западной прессе.
А теперь найдите три отличия с сегодняшним днём...
Но советское руководство свои задачи по обеспечению безопасности границы решило. Благодаря этому Ленинград в 1941 году не был взят немцами.