в отличие от национализма западных галицийских бандеровцев
у которых он генетеический, в русском городе Харькове из футбольных фанатов вылепили с нуля харьковский чистый неонацизм как эталон кучки русской молодёжи, отказавшейся от своей русскости - статья написана весной 2019 года:
Убивали в себе русских: как Украина взращивала приверженцев неонацизма в Харькове
Готовность убивать проявилась давно: как зарождался неонацизм в Харькове
День освобождения Харькова — напоминание об отклонениях от нормы, исторических искажениях, предательстве исторической памяти, происходивших в последние пять лет.
Конечно, день города традиционно празднуется с размахом. Но в местных официальных поздравлениях по случаю 76-й годовщины освобождения Харькова трудно скрыть поправки на сегодняшнюю политическую конъюнктуру, идеологические выверты, фигуры умолчания. И никуда не деться от вопроса: почему же то, от чего освобождали Харьков в 1943-м, проросло здесь после 2014-го?
После освобождения самого города 23 августа еще неделю продолжались бои за окраины, немцами предпринимались попытки прорыва внутрь Харькова. Но 30 августа 1943 года состоялся праздничный митинг где «бурными рукоплесканиями, радостными возгласами встречает площадь появление на трибуне Никиты Сергеевича Хрущева, маршала Советского Союза тов. Жукова, генерала армии тов. Конева, т.т. Гречухи, Коротченко» (выдержка из статьи газеты ТАСС).
Насколько праздничная атмосфера того освобожденного Харькова чужда реалиям сегодняшней Украины... Достаточно вспомнить, как режим Порошенко вел мемориальную войну с улицами и проспектами, названными в честь Жукова и Ватутина, и как уже при власти Зеленского неонацисты валили памятники советским полководцам.
Готовность убивать
Как стало возможным появление доморощенного неонацизма в Харькове? Кто и когда отложил «роковые яйца»? С этими вопросами корреспондент НА «Харьков» обратился к политологу Александру Александровскому
«Для тех из нас, кто еще до 2014 года активно участвовал в общественной жизни, было ясно, что и при Януковиче, и до него власти проводят опасные эксперименты по выращиванию радикальных группировок для каких-то своих «технических» целей. В Харькове всё начиналось с организации «Патриот Украины». Это были нацисты в чистом виде. Билецкого они называли «белый вождь». Не скрывали своей ненависти к вьетнамцам, неграм, арабам. Об их расистской деятельности вроде бы все знали, но власти никак этому не препятствовали», — рассказывает А. Александровский.
Вместе с этим, говорит политолог, и о неонацистских проявлениях, нередко наблюдавшихся в среде харьковских ультрас, тоже было хорошо известно. У них были близкие контакты и с российскими ультрас. Поэтому нет ничего удивительного в том, что российские неонацисты потом в «Азове» воевали.
«В 2014 году эта радикально настроенная молодежь был взята на довольствие представителями большого капитала. Задача стояла: зачистка «поляны», запугивание неугодных, террор», — рассказывает А. Александровский.
Следует напомнить, что во время майдана «белый вождь» и его ближайшие соратники сидели в тюрьме. Они еще в 2011 году продемонстрировали готовность убивать людей с другими взглядами. На одном из интернет-форумов завязалась перепалка между представителем «Патриота Украины» и харьковчанином Сергеем Колесником (публиковался под ником «Сармат»). «Сармат» возмутился какими-то нацистскими проявлениями. В ответ ему предложили выяснить отношения в офисе «Патриота Украины» на Рымарской. Колесник приехал в офис, видимо, рассчитывая на то, что «оппонент» будет один. Но столкнулся с несколькими радикалами, которые в потасовке нанесли ему удары ножом и молотком. Колесник же пытался отстреливаться из «травмата». Силы были неравные. «Сармат» остался жив только потому, что милиция вовремя прибыла в офис «Патриота Украины».
За покушение на убийство Сергея Колесника были заключены под стражу члены «Патриота Украины» Княжевский и Михайленко. В конце 2011 года к ним присоединился и их подельник Андрей Билецкий.
Готовность убивать проявилась давно: как зарождался неонацизм в Харькове
Радикалы сидели по банальной уголовной статье до февральского переворота 2014 года. «Революция гидности» реабилитировала их как политзаключенных. (В дальнейшем Михайленко станет лидером «Национальных дружин», а один из основателей «Азова» Княжевский погибнет при странных обстоятельствах: застрелится из ружья.)
Под аваковским крылом
Таким образом, вожди майдана дали шанс несостоявшимся убийцам из «Патриота Украины» стать настоящими убийцами. Долго ждать не пришлось. 14 марта 2014 года неонацисты оправдали оказанное им доверие, открыв стрельбу по антимайдановцам на Рымарской. В этом столкновении погибли безоружные антифашисты Артем Жудов и Алексей Шаров, был ранен милиционер. Преступление было замято их высокопоставленными кураторами. После того, как Харьков был зачищен от антимайдановцев, на месте гибели ребят нацисты, глумясь, установили памятную доску, сообщавшую, что здесь «произошел бой между украинскими патриотами и пророссийскими боевиками».
Готовность убивать проявилась давно: как зарождался неонацизм в Харькове
«Еще в те годы, когда «Патриот Украины» начинал свою деятельность, ходили слухи, что сын одного из руководителей харьковской милиции состоит в этой организации. Ну, а когда произошел расстрел на Рымарской, уже было понятно, что неонацистов покрывает Аваков. Весь этот бред о «пророссийских боевиках» произносил изначально и министр внутренних дел, комментируя трагедию. Хотя ему было отлично известно, что радикалы, находившиеся в офисе «Патриота Украины» и Социал-национальной ассамблеи, в режиме онлайн выкладывали на паблике «Мизантропик дивижн» «отчеты» о том, как они стреляют в людей пророссийских взглядов. Аваков уже был назначен майданной властью ответственным за Харьков. И под его возможности и структуры было легализовано всё это радикальное движение. В том чисел и Билецкий, которого до того вела СБУ», — говорит А. Александровский.
Эксперт напомнил, что впоследствии, когда «легализация» состоялась, Аваков щедро раздавал своим «выкормышам» из неонацистских организаций погоны и посты в органах внутренних дел. А на недоуменные вопросы о нацистской символике («волчьем крюке») «Азова», ставшего подразделением МВД, министр цинично отвечал, что это «знак Нобеля».
Готовность убивать проявилась давно: как зарождался неонацизм в Харькове
Нежные отношения Арсена Борисовича с радикалами возникли не внезапно. Еще в те времена, когда после первого майдана президент Ющенко назначил Авакова главой обладминистрации, харьковские ультрас поддерживали губернатора, участвовали в его агитационных мероприятиях.
«Аваков не с 2014 года «в поляне». Он ее чистил под себя долго. И контакты с ультрас были неслучайными. Поэтому неудивительно, что все эти околофутбольные движения весной 2014 года были хорошо организованы. Но для того, чтоб из бойцов «Патриота Украины» и ультрас делать карательное подразделение, нужен был кто-то из авторитетных силовиков. Для работы с «черными человечками» ( пока еще не ставшими «Азовом») были привлечены сотрудники силовых органов. Они и занимались всякими карательными мероприятиями: похищением неугодных людей, пытками и т.д.» — продолжает А. Александровский.
Предостерегающий фактор
Политолог добавляет, что со временем радикальная харьковская молодежь поднаторела в карательных акциях под Мариуполем и в других местах Донбасса. Ни «Азов», ни «Схидный корпус» уже не нуждались в кураторстве старших товарищей с милицейским прошлым. Радикалам уже и самим бы хотелось «крышевать» игровые заведения, наркотрафик, киоски, «наливайки». Одним зигованием и нацистскими идеями ведь сыт не будешь.
Готовность убивать проявилась давно: как зарождался неонацизм в Харькове
Неонацизм в Харькове представлен не только организациями, созданными Билецким. Были еще «Права молодь», «Схидный корпус». Есть еще «Фрайкор» и ряд других организаций. Кураторы понимали, что надо создавать не просто радикальные организации для особых поручений, но и как-то обеливать их в глазах общества, предлагать понятный для молодежи юго-востока образ. Например, радикал, спортсмен, который против коррупции, наркомании и т.д.
Харьков сохранил достаточно здравомыслия, чтоб ни один из мажоритарных кандидатов от неонацистских организаций не выиграл выборы. Но надо помнить и о том, что именно здесь берет начало «азовское» движение, привлекшее под свои знамена с нацистской символикой немалое количество русскоговорящей молодежи.
«Такие проекты имеют грантовую поддержку Запада, несмотря на то, что в США объявляли «Азов» террористами и т.п. У них есть кураторы, которые постепенно готовят из них полноценную политическую силу. То, что «азовцы» при сегодняшних политических раскладах отошли на второй план, не говорит о том, что можно забыть о них. Они, например, могут стать образцово-показательным подразделением НАТОвского образца, как пилотный проект для внедрения в армию. То, что их не видно в публичной плоскости, не значит, что они не в активной жизни. И это будет висеть над Зеленским как предостерегающий фактор от их кураторов», — резюмирует Александровский.